Работа государственных и муниципальных предприятий, которые теперь работают по новому закону о госзакупках, становится неэффективной, а в ряде случаев и невозможной. Общественная палата уже направила свои рекомендации, которые позволят смягчить условия для проведения конкурсных закупок.
Подписанный год назад федеральный закон изменил порядок проведения конкурсных процедур госзакупок, что вызвало определенные сложности в работе госпредприятий. Теперь (с 1 января 2017 года) все муниципальные и государственные унитарные предприятия обязаны проводить все закупки в соответствии с требованиями закона №44-ФЗ. Ранее закупки ГУП и МУП регулировал другой закон – № 223-ФЗ, который позволял заказчикам устанавливать более гибкую систему работы с поставщиками с учетом особенностей ведения хозяйственной деятельности.
Согласно новым требованиям основной критерий определения победителя конкурса – наименьшая цена при поставке товара или выполнении работ. Но дешевле, как известно, – не всегда лучше, и такой подход напрямую сказывается на ухудшении качества поставляемых товаров или выполняемых работ.
Трудности у предприятий заключаются в том, что под описанные в техническом задании характеристики попадают более дешевые товары заведомо худшего качества, что в итоге приводит к дополнительным расходам на обслуживание товара и уменьшает срок его эксплуатации. К примеру, известное овощеводческое предприятие «Заря» уже не может закупать дорогие семена, которые дают выше урожайность и качество овощей. Проблематично теперь купить и минеральные удобрения, которые по цене заведомо выше, чем архаичный навоз.
– Чтобы успешно работать на рынке овощей закрытого грунта, необходимо быть конкурентоспособным: приобретать современное оборудование, внедрять новые технологии, – отмечает директор крупного овощеводческого ГУП «Заря» Григорий Бутков. – Однако из-за существующей организационно-правовой формы наше предприятие попадает под действие закона №44-ФЗ, что ставит под угрозу развитие предприятия и даже его существование.
Есть и другие сложности в реализации норм нового закона, например более длительный срок проведения закупок. По старому закону это можно было сделать за несколько дней, а по новому – не менее 40 дней. В результате – отмена конкурса, да даже малейший сбой в проведении конкурсных процедур у той же жестко лимитированной по времени «Зари» – и сажать свою овощную продукцию будет просто бессмысленно.
– Поставщикам насекомых-опылителей также неудобно работать с нами по 44-ФЗ, – поясняет трудности директор овощеводческого предприятия. – В результате мы объявляли 30 конкурсов, а сыграно всего 4.
Конкуренция среди тепличных хозяйств растет, и побеждает тот, кто готов быстро реагировать на запросы потребителей и рынка, – справедливо отмечает председатель областного общественного совета комитета сельского хозяйства Павел Чумаков.
– Уже сегодня необходимо готовиться к сезону овощей закрытого грунта: закупать семена, удобрения, расходные материалы, – беспокоится о судьбе предприятия Павел Чумаков.
Над овощеводческим предприятием нависла прямая угроза остановки деятельности, перспектива прямых убытков. В результате новаций расходование бюджетных средств из федерального и муниципальных бюджетов не только не сокращается, а только увеличивается.
По мнению экспертов, данный закон не удовлетворяет целям поддержания конкуренции в сфере поставки товаров и услуг в связи с тем, что поставщики вынуждены снижать цены на поставку товаров и выполнение работ, чтобы получить контракт. А снижение цены допустимо только за счет снижения качества. В результате чего на рынке перестанут предлагать качественные товары, т. к. их цена выше.
А что делать предприятиям, у которых вообще нет плановых технологических показателей, которые напрямую зависят от природных факторов – к примеру, начала навигации.
– После перехода на новый закон мы столкнулись с большой проблемой: предприятию требуются новые буровые установки, – комментирует ситуацию директор ГУП «Волгоградвзрывпром» Александр Макаровский. – Обновление оборудования позволит нам расширить перечень заказчиков на буровзрывные работы, повысит производительность, сделает нас более конкурентоспособными на рынке. Однако мы должны работать в рамках 44-ФЗ, что делает нашу сферу менее оперативной и негативно сказывается на экономике предприятия.
И это только несколько примеров, которые говорят, что проблема явно назрела и требует скорейшего решения. 21 июня в Общественной палате Волгоградской области уже состоялось обсуждение по этой теме. Поводом для заседания стало обращение в адрес палаты администрации Еланского муниципального района, которое содержало предложения по изменению норм действия ФЗ № 44-ФЗ. Причем все муниципальные районы Волгоградской области были готовы поддержать это предложение.
По итогам заседания региональная Общественная палата приняла решение направить в Волгоградскую областную думу свои рекомендации, где предлагается как можно скорее рассмотреть вопрос и предоставить возможность государственным и муниципальным унитарным предприятиям руководствоваться при закупках нормами прежнего федерального закона №223-ФЗ.
Как сообщили в областной думе, депутаты готовы рассмотреть рекомендации Общественной палаты уже в осеннюю сессию.
Автор(ы): Николай Артемьев Сетевое издание «МК в Волгограде» volg.mk.ru
Источник: http://volg.mk.ru/articles/2017/09/05/gup-zarya-mozhet-prekratit-rabotu-izza-nesovershenstva-zakonodatelstva.html
Опубликовано: Алексеевич