Москва, улица Дружбы 4, корпус 1
+7 (925) 977-77-56
selhana@mail.ru

Эксперты отмечают перегрев рынка кадров в сфере госзакупок при дефиците специалистов

Российский рынок кадров в сфере закупок (госзакупок и закупок госкомпаний) существенно перегрет, а подготовка новых специалистов слабо организована, сказал "Интерфаксу" гендиректор электронной торговой площадки (ЭТП) "Сбер А" ("Сбербанк- АСТ", одна из ЭТП для госзакупок) Николай Андреев.

"Специальность очень востребована на рынке — почти как в сфере IT, — сказал он. — Готового специалиста на рынке не найдешь, а выпускникам вузов не хватает ни знаний, ни опыта".

"На протяжении последних 10 лет вакансия "специалист по закупкам" остаётся одной из самых востребованных на рынке труда в стране, — рассказал "Интерфаксу" заместитель гендиректора ЭТП "РТС-тендер" по Сибири и Дальнему Востоку (входит в число площадок для госзакупок) Игорь Бубуненко. — "Закупщиков" остро не хватает как в государственных и муниципальных организациях-заказчиках, так и у компаний-поставщиков и подрядчиков".

По его оценке, кадровый дефицит в сфере закупок порождает высокую текучку среди специалистов с уровнем квалификации "средний и чуть выше" и обуславливает высокую стоимость специалистов с уровнем "эксперт".

При этом подготовка в вузах необходимых специалистов, по оценке экспертов, не организована.

"Квалифицированный специалист по закупкам должен обладать очень широким спектром специальных знаний в юриспруденции, экономике, финансах и учёте, а также иметь профессиональный уровень отраслевых знаний, — считает Бубуненко. — Наверное, поэтому в вузах, которые обучают молодых людей первой специальности, как правило, такая подготовка не проводится".

"В настоящее время вузы закупщиков не готовят, — добавил гендиректор "Института госзакупок" Андрей Храмкин. — В этой области людям приходиться проходить через допобразование или переподготовку — спрос на соответствующие услуги высокий. В том числе из-за высокой текучести кадров — особенно в сфере госзаказа, где условия работы, в том числе уровни зарплат, невысокие. Помимо это стоит вопрос приобретения необходимого опыта".

При этом он подчеркнул, что прежде в сфере госзакупок был спрос не столько на специалистов, профессионалов, сколько на людей, обладающих определенными навыками.

"Спрос именно на профессию закупщика только формируется, — сказал он. — При этом речь идет о специалистах, обладающих знаниями в области управления логистикой, процессами, планированием".

По его мнению, спрос на специалистов по управлению закупками (в части планирования закупок, их осуществления, распределения и доставки) будет расти. В то же время, по мере автоматизации закупочных процессов роль и востребованность низового персонала, ориентированного на решение технических, рутинных задач будет снижаться.

Также эксперты связывают проблемы в подготовке "закупщиков" с отсутствием качественных профессиональных стандартов.

"Нет определения специалиста по закупкам, — отметил Андреев. — Торгово-промышленная палата (ТПП РФ, занимается, в том числе, вопросами разработки различных профстандартов) бьется над этим вопросом уже много лет, но пока есть только общее понимание требований к таким специалистам".

"В главном "закупочном" законе — 44-ФЗ (закон "О контрактной системе") заложен принцип профессионализма заказчиков, который предусматривает обязанность заказчиков и специализированных организаций поддерживать и повышать уровень квалификации специалистов по закупкам, — добавил Бубуненко. — Минтрудом были разработаны профстандарты для специалистов и экспертов в сфере закупок, а на федеральном уровне была разработана государственная программа по осуществлению контроля и оценки квалификации специалистов заказчиков. Эта программ должна была начать действовать в 2020 году, но, к сожалению, этого так и не случилось".

"Предполагается, что закупщик — это профессионал, но для этого нужно иметь какую-то образовательную базу, — отметил, в свою очередь руководитель аналитического центра "Интерфакс-ProЗакупки" Георгий Сухадольский. — У нас же до сих нет даже ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) по закупкам, а вузы если учат закупщиков, то обычно в рамках ФГОС "Государственное и муниципальное управление".

При этом он подчеркнул, что еще в 2015 году Минтруд утвердил два профстандарта "специалист в сфере закупок" (профессиональная деятельность по осуществлению, контролю и управлению закупками для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд) и "эксперт в сфере закупок" (профессиональная деятельность по экспертизе и консультированию при осуществлении закупок). "Когда их приняли, была надежда на то, что развитие кадровой политики в этой сфере сдвинется с мертвой точки, но она не оправдалась", — сказал он.

По словам Сухадольского, эти профстандарты встретили жесткую критику со стороны госкомпаний и коммерческих закупщиков, поскольку в основном регламентировали техническую работу.

"В них не было ничего ни про управление качеством, ни про ведение переговоров, ни про иные, наиболее востребованные среди профессиональных коммерческих закупщиков компетенции, — рассказал руководитель "Интерфакс-ProЗакупки". — Зато были такие профессиональные требования, как обязательное знание земельного законодательства и, например, бухучета, — того, что не каждому закупщику пригодится. В итоге формально у нас ведется переобучение и оценка квалификации согласно профстандартам, но реальному развитию кадров они не способствуют".

Стоит отметить, что некоторую работу в области профстандартов вела ТПП РФ. Так, ранее в рамках Совета по профессиональной квалификации (СПК) ТПП РФ была образована комиссия по профессиональным квалификациям в сфере закупок и конкурентных отношений. Однако весной текущего года она была упразднена. В то же время в план разработки и актуализации профстандартов на 2021-2022 годы СПК ТПП была включена актуализация закупочных профстандартов Минтруда.

В результате, сейчас вопрос подготовки кадров в сфере закупок перешел, фактически на уровень послевузовского допобразования (ДПО) и переподготовки кадров. В основном обучение проводится в специализированных учебных центрах или институтах повышения квалификации и дополнительного образования при вузах.

"Дополнительное образование необходимо большинству закупщиков — и выпускникам вузов, которые только включаются в процесс и постепенно растут, и уже имеющим опыт специалистам, которые переходят из одной организации в другую, — считает Андреев. — Причем допобразование для них должно быть разнонаправленным. Если человеку не хватает финансовой грамотности, то необходимые навыки могут быть получены, например, в Финансовой академии, если экономической грамотности, — то в другом месте и т.п.".

В свою очередь Храмкин указал на особенность сегмента закупок госкомпаний. По его словам, в нем уже сейчас востребованы специалисты в области закупок с широким спектром компетенций.

"Но здесь есть одна особенность — у крупных госкомпаний имеются свои положения о закупках, "заточенные" под нужды конкретной компании, — сказал он. — Соответственно закупщику, выросшему в рамках, например, системы закупок "Росатома" будет не просто встроиться в систему закупок РЖД".

По его мнению, в этом, в ориентации на систему закупок конкретной госкомпании, значительное отличие между специалистами по закупкам в госзаказе и в закупках госкомпаний. Так, если для последних смена места работы (в плане встраивания в систему) — сложный и длительный процесс, то для специалистов в области госзакупок все намного проще. "В госзакупках единые правила — что на Дальнем Востоке, что в Калининградской области, — считает Храмкин. — Конечно, в каждом конкретном регионе есть свои нюансы, особенности, но общие правила — единые".

Бубуненко отмечает, что сейчас каждый учебный центр формирует свои образовательные программы исходя из сложившихся представлений и запросов, поступающих с рынка. То есть, уже достаточно подготовленные специалисты могут иметь различный набор навыков. Кроме того, высокий спрос на услуги по подготовке/переподготовке "закупщиков" привел к появлению большого числа предложений компаний, которые просто торгуют дипломами или оказывают услуги сомнительного качества.

"Площадкам, в свою очередь, пришлось развивать направление образовательных услуг и профессионального консалтинга в сфере закупок, — рассказали в "РТС-тендер". — В настоящее время у ведущих ЭТП есть специализированные подразделения, оказывающие образовательные услуги и продвигающие новые формы обучения и программы формирования и поддержки высокого уровня квалификации специалистов в сфере закупок. В ряде регионов запущены образовательные проекты по подготовке молодых специалистов для сферы закупок, в которых задействованы вузы, уполномоченные органы в сфере закупок и собственно площадки".

В сложившейся ситуации, по оценке экспертов, большую популярность набирает направление дистанционного образования в сфере закупок. Речь идет не только о дистанционных образовательных курсах, но и специализированных информационные программах и каналах в популярных мессенджерах.

В частности, "Интерфакс-ProЗакупки" запустил в мессенджере Telegram спецканал по подбору кадров в сфере закупок "Работа и карьера в закупках, снабжении и логистике: вакансии & кандидаты". Он служит для размещения профессиональных вакансий и резюме в указанных сферах. При этом наполнение канала происходит как за счет самих пользователей, так и за счет постов из наиболее популярных соцсетей.

Автор(ы): ИНТЕРФАКС-PROZAKUPKI
Источник: https://prozakupki.interfax.ru/articles/2334
Опубликовано: Алексеевич

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ УЧАСТИЕ

Рассмотрим особенности такого вида участия в торгах

 

ВЫ ПОТРАТИТЕ МНОГО ВРЕМЕНИ

Требуется наличие специальных поисковых программ и знание методики поиска — время уйдет на обучение.

Также оно понадобится чтобы подготовить необходимые документы.

Нужно постоянно следить за изменениями в законодательстве в этой сфере, и обновлений правовых баз, что также требует очень много времени

ВЫСОКИЕ РИСКИ

Ошибка может привести как к отклонению заявки, так и к попаданию в реестр недобросовестных поставщиков.

×

Powered by themekiller.com