На заседании Общественного совета при ФАС России рассматривали волнующих многих заказчиков и добросовестных участников закупок вопрос: О правовых последствиях и ответственности для нарушителей после обращений ФАС России в правоохранительные органы, в связи с предоставлением заведомо недостоверной информации участниками закупок, использованием подложных договоров для участия в государственных закупках.
В своем докладе член Совета Дмитрий Доброштан отметил, что проблема предоставления недостоверных сведений для победы в торгах стало достаточно частым явлением, с которым сталкиваются заказчики во всех субъектах РФ.
"Проблема недостоверных документов начинает приобретать массовый характер. За прошлый год в ФАС было более 460 рассмотрений жалоб по этому вопросу, в то время как в 2022 году около 100" — заявил недавно Замглавы ФАС России Петр Иванов.
Прикладывая в составе заявки подложные договора на якобы исполненные работы (выполненные услуги), недобросовестные участники закупок «накручивают» себе опыт и квалификацию. Это им дает возможность становится победителями конкурсов и заключать госконтракты по цене, выше предложенной добросовестными участниками, отметил Доброштан.
По результатам проведения внеплановых проверок ФАС России выявляет такие нарушения и передает материалы дел в правоохранительные органы, это предусмотрено ч. 29 ст. 99 Закона 44-ФЗ.
ФАС России провела проверку, выявила нарушение (признаки состава преступления), т.е. контрольный орган провел работу передал материалы дел в правоохранительные органы. Фактически служба подает сообщения о преступлении, которое должно быть рассмотрено в рамках статей 144-145 УПК РФ.
Правоохранительные органы обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, принять по нему решение. Возбудить уголовное дело либо отказать.
"Вместе с тем, как мы понимаем, принятие решений со стороны правоохранительных органов затягиваются либо такие сообщения о преступлении игнорируются".
Отметим, прокуратура за предоставление подложных договоров видит готовый состав уголовного преступления по части 5 статьи 327 УК РФ.
Представитель ФАС России Киясудин Адигюзелов пояснил: "У службы сейчас нет единого порядка направления такой информации. Сведения направляются в прокуратуру либо в МВД для проверки".
В целом, предложение о направлении таких фактов, заявлений о преступлении в порядке ст. 141 УПК РФ было поддержано представителем ФАС.
Председатель совета Андрей Шаронов также отметил, что такое незаконное поведение несет общественный вред и нарушения не должны оставаться без ответственности.
По результатам рассмотрения вопроса решили рекомендовать ФАС России:
— При выявлении в результате проведения плановых и внеплановых проверок в сфере закупок факта совершения действия (бездействия), содержащего признаки состава преступления, направлять в правоохранительные органы заявление (информацию) о таком факте и документы, подтверждающие такой факт, в порядке ст. 141 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в сроки, установленные ч. 29 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
— Информировать органы прокуратуры о направленных заявлениях, для обеспечения действенного надзора за исполнением законодательства в сфере закупок, в рамках приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 14.01.2021 № 6 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере закупок».
Автор(ы): Сетевое издание «Гражданский контроль государственных закупок»
Источник: https://gkgz.ru/obshhestvennyj-sovet-rekomendoval-fas-rossii-napravlyat-informatsiyu-o-podlozhnyh-dogovorah-v-goszakupkah-v-poryadke-upk-rf/
Опубликовано: Алексеевич