Торгово-промышленная палата (ТПП) РФ планирует подготовить и направить в Минфин предложения по централизации закупок, а также по изменению роли закупщиков в сфере госзакупок — их переквалификации в снабженцев, заявил председатель совета ТПП по развитию системы закупок Дмитрий Сытин в ходе круглого стола "Возможность централизации снабжения в госзакупках: за или против" в пятницу в Москве.
"В госзакупках закупщик отвечает за правильное проведение закупочной процедуры, — сказал Сытин. — За остальное (за определение потребностей заказчика, за составление техзадания, за исполнение контракта ) отвечают другие люди. В коммерческой сфере снабжение построено по-другому — закупщики являются снабженцами и работают на результат. Предлагаем проработать вопрос о создании профессиональных снабженцев в госзакупках".
В свою очередь централизация закупок может стать инструментом, который позволит повысить как эффективность работы закупщиков/снабженцев, так и системы закупок в целом.
При этом врио руководителя главного управления организации торгов Самарской области Мария Карелина отметила, что действующая нормативная база в значительной степени позволяет централизовать госзакупки на региональном уровне. По ее словам, многие регионы используют эту возможность.
"Минфин считает, что действующие нормы 44-ФЗ позволяют полностью урегулировать этот вопрос — позволяют проводить полную или частичную централизацию, — сказала Карелина. — Но когда мы говорим о полной централизации, то есть проблема — у конкретных заказчиков нет профессиональных контрактных управляющих, обязанности которых могли бы выполнять бухгалтеры — они упразднены в рамках централизации бухгалтерского учета. В результате роль контрактных управляющих вынуждены брать на себя те же учителя, врачи".
По мнению Карелиной, решению проблемы могло бы способствовать закрепление в нормативной базе возможности централизации функций контрактных управляющих — по аналогии с централизацией бухучета.
Еще одним препятствием для полной централизации закупок Карелина назвала разные уровни бюджетов, что не позволяет, например, на уровне субъекта централизовать закупки заказчиков муниципального уровня. Карелина считает, что здесь следует изучить и по возможности применить опыт Минпромторга, который проводит централизованные закупки автотранспорта для школ и для службы скорой помощи субъектов РФ.
По мнению гендиректора "Союза закупщиков" Павла Тихомирова, текущего законодательства достаточно для централизации госзакупок. При этом он подчеркнул, что централизация закупок целесообразна только при закупке простых товаров, работ, услуг.
Руководитель дирекции государственного заказа электронной торговой площадки (ЭТП) "ТЭК-Торг" Дмитрий Серединцев отметил "Интерфаксу", что рынок 44-ФЗ уже и так достаточно централизован.
"На мой взгляд, тут найден баланс между делегированием полномочий и централизацией функций, — считает Серединцев. — Развит в регионе и инструмент совместных закупок, когда заказчики объединяются и собирают закупку у одного поставщика, но с существенным дисконтом".
Также участники круглого стола отметили, что централизация закупок может стать инструментом, позволяющим проводить реальное импортозамещение, поскольку в ряде отраслей (например, в сегменте здравоохранения) ограничения и запреты на закупку импортной продукции не работают или легко обходятся.
"Нацрежим не работает, а производителям жизненно необходим выход на рынок госзаказа, — сказал гендиректор омской "Арис-Групп" (производитель медизделий) Дмитрий Лосев. — Централизация закупок может этот процесс облегчить, позволит выстраивать долгосрочные планы развития производства, его загруженности".
Замруководителя комитета по конкурентной политике Московской области Наталия Шендакова добавила, что в сфере госзакупок превратить закупщика в снабженца не получится.
"Здесь на первом месте стоит именно процедурная часть, — сказала она. — Но формирование потребностей и исполнение контрактов не так сильно зарегламентированы и соответствующие задачи можно делегировать профильным ведомствам/специалистам".
Руководитель дирекции по 223-ФЗ (закупки госкомпаний) и коммерческим закупкам "ТЭК-Торг" Данил Сидоров отметил "Интерфаксу", что в вопросе трансформации закупщиков в снабженцев единого и универсального подхода не существует.
"Базово — это две разные функции, особенно применительно к регламентируемым закупкам, так как, с одной стороны, нужно идеально знать процедуру, а с другой — рынок производителей и поставщиков, — сказал Сидоров. — При этом в секторе 223-ФЗ и коммерческих закупок мы наблюдаем устойчивый тренд на постепенную трансформацию закупщиков в снабженцев. Особенно явно выражено это в компаниях с госучастием, нацеленных на реальную рыночную деятельность и всерьез работающих в области повышения эффективности".
Государство, в свою очередь, также занимается изучением вопроса централизации госзакупок. Так, России с 2020 года проводится эксперимент по централизованной закупке товаров (канцтовары и бумага) для нужд ряда госорганов. Тогда ФКУ "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" было наделено полномочиями на планирование и осуществление в 2020-2023 годах (с продлением на 2024 год) централизованных закупок канцелярских принадлежностей и бумаги для нужд Росимущества, Федеральной пробирной палаты, Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство) и Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз), включая их территориальные органы.
В сентябре текущего года правительство РФ приняло решение о переводе федеральных органов власти на централизованные закупки товаров, работ, услуг в 2026-2028 годах.
"Такая централизация позволяет избавить государственные органы от части административных процедур при проведении тендеров, а также снизить стоимость приобретаемых товаров или услуг за счет большого объема закупок", — говорилось в соответствующем сообщении правительства.
К настоящему времени определены первые 10 федеральных министерств и ведомств, которые должны будут перейти на централизованные закупки. Также определен перечень типовых товаров, работ, услуг, закупки которых предполагается проводить централизовано.
По данным Минфина, доля совместных (в том числе централизованных) закупок в настоящее время невелика и фактически не меняется в течение нескольких последних лет. Так, в 2020 году госзаказчики разместили 32 тыс. извещений об осуществлении совместных закупок (1,5% от общего числа извещений) на 165 млрд рублей (1,8% от общего объема извещений). В прошлом году было размещено 42,8 тыс. таких извещений (1,8%) на общую сумму 366 млрд рублей (3,5%).
Автор(ы): ИА «Финмаркет»
Источник: https://www.finmarket.ru/news/6263414
Опубликовано: Алексеевич