Возможно ли импортозаместить оборудование
Зарубежные технологии несут в себе угрозу для России, поэтому Совет безопасности подумывает заменить их отечественными. Его глава Николай Патрушев заявил об опасности иностранных решений в IT-сфере. Татьяна Гомозова выясняла, возможно ли импортозамещение в этой области.
Вслед за пармезаном и программным обеспечением Россия готовится заменить на отечественное иностранное телеком-оборудование — Совбез обсуждает ограничения на госзакупки в этой области. Как заявил секретарь совета Николай Патрушев, в зарубежных решениях кроются угрозы вплоть до удаленной блокировки всех систем. Как пояснил господин Патрушев, речь идет уже не о демонстрации технологического превосходства заграницы, а о системных и массированных кибератаках. В качестве примера он привел майский инцидент, когда ряд министерств пострадал от вируса-вымогателя WannaCry. С Патрушевым совершенно согласен руководитель «Агентства кибербезопаности» Александр Лившиц: «Есть незадокументированные возможности в операционных системах, в самом софте — то, чем пользуются и злоумышленники, хакеры. Есть более сложные механизмы, когда сам производитель может его отключать. Взять энергетику России: например, с Siemens окончательно Россия разорвала отношения после случая с крымскими турбинами, и Siemens приостановил поддержку продуктов своей компании — может вообще отключиться огромный пласт контроллеров, которые управляют энергетикой».
Обязать госорганы использовать российское оборудование предлагается уже следующей весной. С 2015 года подобное правило уже действует в отношении софта: при закупках ведомства обязаны сверяться со специальным реестром отечественного ПО — выбирать иностранные решения возможно только в редких исключительных случаях, когда нет равноценного аналога. Реестр создается с 2016 года, сейчас в нем почти 4 тыс. наименований.
Нельзя сказать, что импортозамещение программного обеспечения идет семимильными шагами, но успехи есть. Правда, их сдерживает именно использование зарубежной инфраструктуры, сообщил представитель компании Solar Security Валентин Крохин: «Если у вас вся инфраструктура, условно, выстраивалась вокруг Siemens того же самого, вам очень сложно взять и заместить. Даже если вы хотите это сделать, то процесс это небыстрый. Представьте себе: у вас тысячи серверов и все работают под управлением Windows».
В отличие от программного обеспечения, с оборудованием у нас пока есть проблемы, говорит эксперт Высшей школы экономики Дмитрий Кожевников. Два года назад он провел исследование, согласно результатам которого, например, услуги связи при переходе на отечественное оборудование могут подорожать почти на 30% — или же упадет их качество. «Если вы производите, условно говоря, десять автомобилей в год — они могут быть совершенно роскошные, ручной сборки. Если вы производите сто автомобилей, тысячу автомобилей — здесь идет речь о какой-то серии. Но эта серия должна быть очень хорошо подготовлена. А вот эта подготовка технологическая требует достаточно серьезных инвестиций, причем не только денежных. Никто не отменял историю, что 20 лет технологического опыта должно быть у компании производителя», — рассуждает Кожевников.
С февраля 2018 года Совбез предлагает еще и обязать сотовых операторов использовать российскую технику при работе с госорганами. Пока все это — предварительно. Обсудить предложения более предметно планируется на заседании по кибербезопасности этой осенью. Но нет оснований думать, что они не будут приняты. Импортозамещение теперь в моде.
Еще одно ограничение касается радиоэлектронной продукции — телефонов, ноутбуков, кассовых терминалов и банкоматов. При их закупках госзаказчик обязан отклонить все иностранные предложения, если хотя бы два участника предлагают отечественные или произведенное в ЕврАзЭС устройства.
https://www.kommersant.ru/doc/3386444