Пока контролирующие органы и законотворцы только констатируют недостатки системы продовольственных закупок, проводящихся по 44 ФЗ, общественные активисты занимаются разоблачением коррупционных схем. Но без изменения законодательства это не выйдет за пределы отдельных частных случаев.
Федеральная антимонопольная служба по Московской области подтвердила выводы активистов Общественного народного фронта о картельном сговоре в сфере поставок питания в детсады Ногинского, Щелковского, Ленинского и Павлово-Посадского районам, а также по городским округам Реутов и Электросталь. Организации, имеющие учредителем одно и то же лицо — Владимира Жигача, являющегося одновременно депутатом Ногинского района — создавали мнимую конкуренцию, выиграв, таким образом, с 2013 по конец прошлого года 3 306 контрактов на сумму 6,445 млрд. рублей.
Как правило, депутат-предприниматель участвовал в торгах от двух своих компаний и выигрывал контракты по максимальной цене. В другом случае, снижая цену и освобождая место основной фирме, в дело вступали МУП КШП Электростали и Павлово-Посада. Как выяснилось позднее, Владимир Жигач был учредителем более 20 организаций, работающих по одному профилю — поставка продуктов питания в бюджетные учреждения Московской области.
Как заметила официальный представитель Роспотребнадзора Анна Брычева, проблема некачественного питания действительно одна из основных для муниципальных и государственных учреждений, еще несколько лет назад порядка 40% обнаруженного некачественного питания приходилась именно на этот сектор, но по данным первой половины 2017 года цифра снизилась до 25%. Это отчасти можно объяснить более активным взаимодействий различных общественных объединений, обращающихся в соответствующие инстанции. Тем не менее, официальный представитель заметила, что ведомство самостоятельно никаким образом вмешиваться в дела хозяйствующих субъектов не может, так что контроль за качеством продуктов питания лежит на самих гражданах.
По словам депутата Госдумы, председателя экспертно-консультативного совета по совершенствованию антикоррупционного законодательства и законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок фракции «Единая Россия» Антона Гетта, закупки по 44-ФЗ в некоторых отраслях действительно имеют свою специфику и потому должны иметь свою процедуру закупки.
«Так было, когда мы исключили из-под действия 44-ФЗ аптеки, которые в силу особенности своей деятельности не могли заранее спланировать закупки», — рассказал он, отметив также, что сегодняшний выбор поставщика по принципу «кто предложил меньше денег» вполне может привести к некачественному оказанию услуг.
Как заметил председатель экспертно-консультативного совета, нельзя на 80 рублей в день полноценно кормить детей, потому как в таком случае снижая цену до минимума, поставщик либо поставляет некачественные продукты, либо их заменители. Есть и противоположная ситуация. Часто в закупках питания встречаются признаки картельного сговора, а там, где рынок поделили между собой несколько организаций, вследствие отсутствия конкуренции цены завышаются, а качество падает.
«Думаю, что можно внести изменение в законодательство в части закупок на организацию питания, а также усилить ответственность, например, ограничить минимальное снижение цен при определении поставщиков, разработав минимальную шкалу для каждого региона. В рамках нашего экспертно-консультативного совета мы обязательно обсудим поправки в закон вместе с экспертным сообществом, заказчиками и поставщиками», — отметил Гетта.
Автор(ы):
Источник: https://pasmi.ru/archive/181189/
Опубликовано: Кирилл Кузнецов