Москва, улица Дружбы 4, корпус 1
+7 (925) 977-77-56
selhana@mail.ru

Закупки защитят от импорта

Правительство меняет правила национального режима для поставщиков
Белый дом реформирует модель протекционизма в госзаказе, адаптируя ее под изменившиеся геополитические условия и концепцию «дружественных» и «недружественных» стран. В четверг правительство одобрило законопроект Минфина о единых правилах применения национального режима — равного доступа российских и иностранных поставщиков к закупкам государства и госкомпаний. После его принятия Белый дом сможет в гибком режиме вводить запреты и ограничения на закупку импорта государством и госкомпаниями. Ограничением для изъятий станут международные договоры — де-факто теперь в них должны содержаться прямые нормы о возможности предоставления или непредоставления национального режима при закупках. Это означает, что получить преференции и доступ к госзаказу смогут новые «дружественные» партнеры РФ.
Правительство на заседании в четверг одобрило к внесению в Госдуму законопроект Минфина, реформирующий систему предоставления преференций отечественным поставщикам при госзаказе. Как пояснил премьер-министр Михаил Мишустин, правила проведения закупок и выбора победителя должны стать максимально простыми и понятными для всех сторон, они должны опираться на «безусловный приоритет российских брендов».
Законопроект вводит единые правила предоставления национального режима в закупках государства (44-ФЗ) и госкомпаний (223-ФЗ) — равного доступа к торгам российских и иностранных поставщико
Поясним, что в общем случае все участники торгов получают равный доступ к процедуре, однако правительство может устанавливать изъятия и предоставлять отечественным поставщикам преимущества — в виде преференций для них и через запреты и ограничения на поставки импортной продукции.
Нынешняя система протекционистских мер не устраивает Минфин из-за ее сложности: механизмы регулируются сразу девятью подзаконными актами, а перечни товаров не согласуются между собой, говорили ранее в ведомстве. В новой конструкции Минфин откажется от части нынешних механизмов — например, от правила «третий лишний», сохранив только «второго лишнего» (отказ от иностранной продукции при наличии предложения от российского производителя). Ценовая преференция для российских товаров составит 15% (то есть фактически они могут быть настолько дороже импортных аналогов). При возникновении конкуренции нескольких российских товаров преимущество получит изделие с более высоким технологическим уровнем производства.
Сейчас преференциальные режимы широко распространены и урегулированы в 44-ФЗ, однако рынок госзаказа оценивается правительством как недостаточный для поддержки российских производителей (его объемы в разы меньше объемов закупок госкомпаний). Сторонники протекционизма давно настаивали на внедрении неравных условий закупок для 223-ФЗ, однако их инициативы не поддерживались из-за международных обязательств РФ о свободной торговле. Разработка законопроекта стала возможной с началом военной операции на Украине и расширением санкций, а также после усиления глобальных протекционистских тенденций и признания фактической неработоспособности институтов ВТО.
Согласно законопроекту, правительство сможет вводить изъятия из национального режима в случаях, когда международные договоры РФ предусматривают возможность его непредоставления — то есть теперь в международных договорах РФ должны содержаться прямые нормы о том, что на другую сторону распространяется или не распространяется нацрежим.
Как поясняет старший юрист антимонопольной практики коллегии адвокатов Delcredere Мария Лисиченкова, сейчас под нацрежимом понимается продукция, произведенная как в России, так и в других странах ЕАЭС. Между тем в Евразийской экономической комиссии отмечали, что, несмотря на обязательства в соответствии с Договором о создании ЕАЭС, на практике страны «пятерки» не готовы в полной мере обеспечивать предоставление национального режима при закупках.
Ранее замдиректора департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина Артем Гриненко пояснял, что есть международные договоры, по которым нацрежим предоставляется разным государствам: об обязательствах по линии ВТО, СНГ и ЕАЭС. При этом он отмечал, что Минфин будет использовать возможности международных договоров и составит «палитру решений по кругу лиц, кругу закупок» для введений преференций для российских поставщиков: речь идет о лазейках, которые касаются отдельных видов закупок (например, широко трактуемых некоммерческих) или некоторых категорий продукции.
Отметим, что с учетом проектируемых изменений принимать решения российские власти смогут по двум направлениям: массово выявлять лазейки в действующих договорах (в условиях неэффективных институтов ВТО), а в новых договорах — использовать преференциальный доступ к рынку в качестве «расторговки» с новыми «дружественными» партнерами.

Диана Галиева
https://www.kommersant.ru/doc/6495913?from=glavnoe_2

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ УЧАСТИЕ

Рассмотрим особенности такого вида участия в торгах

 

ВЫ ПОТРАТИТЕ МНОГО ВРЕМЕНИ

Требуется наличие специальных поисковых программ и знание методики поиска — время уйдет на обучение.

Также оно понадобится чтобы подготовить необходимые документы.

Нужно постоянно следить за изменениями в законодательстве в этой сфере, и обновлений правовых баз, что также требует очень много времени

ВЫСОКИЕ РИСКИ

Ошибка может привести как к отклонению заявки, так и к попаданию в реестр недобросовестных поставщиков.

×

Powered by themekiller.com